Как заказчики выбирают фрилансеров для своих проектов

Чтобы начать эффективную работу, нужно не только «засветиться» в профессиональных кругах.

Нужно научиться соответствовать требованиям заказчиков.

Нужно не попасть под «фильтр», которым они пользуются при отборе исполнителей для своего проекта.

Я провела небольшое исследование на бирже Free-lance.ru, чтобы выявить основные критерии, которыми заказчики руководствуются при выборе фрилансеров. Сегодня я делюсь с вами своими открытиями:

Топ – ничто. Отзывы – все

Для начала объясню.

В топ на бирже попадают фрилансеры с высоким рейтингом.

Заработать высокий рейтинг можно:

Полностью заполнив свой рабочий профиль, в том числе – предоставив массивное портфолио

Получив отзывы от клиентов

Заплатив N-ную сумму за баллы рейтинга

Часто фрилансеры стремятся во что бы то ни стало попасть в этот самый топ. Но как показал мой опрос и анализ тем, обсуждаемых в профессиональных сообществах на указанном ресурсе, очень не многие работодатели согласны с тем, что все топовые фрилансеры действительно являются достойными исполнителями.

Кстати, то же самое можно сказать и о статусе PRO (который также можно купить).

Да, он добавляет баллов к рейтингу.

Да, некоторые работодатели считают его «гарантией качества» фрилансера.

Но все более-менее адекватные заказчики осознают, что все это – только обертка.

Гораздо большее внимание они уделяют «содержимому». А именно – портфолио потенциального исполнителя и отзывам предыдущих клиентов. Причем и то, и другое должно быть качественным и содержательным.

(Кстати, в Школе правильных копирайтеров как раз недавно появился очень хороший пост о том, какими должны быть отзывы)

Таким образом, мы, фрилансеры, можем сделать вывод – лучше представить несколько стоящих работ и потратить время на то, чтобы (честно!) заработать положительные отзывы, чем биться в бессмысленной гонке за рейтингом. Не нужно стремиться к верхам – работайте с полной отдачей, на результат. На начальном этапе работы на бирже лучше инвестировать усилия, чем финансы.

Умение удивлять vs. Умение убеждать

На каждый проект http://designapelsin.ru/proekt-pod-kljuch/, размещенный на бирже, откликается несколько исполнителей. Заказчик же выбирает одного-единственного. И чтобы этим единственным стали именно вы – нужно грамотно выделиться на фоне остальных.

Ваша задача – не просто привлечь внимание. Вам нужно убедить потенциального клиента в том, что вы подходите ему больше всего.

Поэтому навсегда забудьте об ответах типа «Готов(а) работать», «Выполню качественно», «$1/1000 зн.» и т.п.

Прежде всего, внимательно изучите ТЗ и ответьте именно так, как того требует заказчик – в самом проекте, по почте или icq.

Начните ваш ответ словами приветствия. В идеале – обратиться к клиенту по имени.

Не переписывайте все то, что указали в своем рабочем аккаунте – это заказчик прочитает и сам. Расскажите, почему именно вы лучше всех выполните именно этот заказ. Т.е., сделайте акцент на опыте, связанном с подобной работой (тематикой, жанром).

Приложите примеры из портфолио, если они схожи с темой, интересующей клиента.

Можете задать уточняющие вопросы и указать свои расценки или предполагаемую стоимость проекта в вашем исполнении.

И еще один важный момент.

Заказчики не всегда формируют ТЗ (техническое задание) четко и грамотно. Но это не повод тыкать их в это носом и сходу спрашивать: «А какой объем? Какая целевая аудитория? Я вообще не понял, чего вы хотите… Ваше ТЗ ни в какие рамки не лезет – объясняйте доходчивее!»

Сначала расскажите, что вы можете предложить. Затем можете задать наводящие вопросы – вежливо и тактично: «Не могли бы Вы уточнить то-то и то-то», «Я беру $3/1000 зн., но чтобы назвать окончательную стоимость проекта, мне необходима еще такая-то информация»

Виртуальное собеседование – ключ к сердцу заказчика

Если ваша кандидатура потенциальному заказчику показалась интересной, он наверняка захочет продолжить общение – в скайпе, через icq, электронную почту или же непосредственно в проекте.

Здесь очень важно проявить себя как ответственного, серьезного и знающего специалиста. Задавайте вопросы по проекту, предлагайте свои идеи, делитесь планом работы. Но ни в коем случае не будьте чересчур фамильярны!

Конечно, заказчик может и сам изъявить желание «поболтать» на отвлеченные темы. В этом случае вы должны его поддержать. Но знайте меру! Не лезьте ему в душу. И не предлагайте перейти на «ты» первыми. Эта инициатива может исходить только от клиента.

Я также хочу вас предостеречь от приукрашивания своего опыта и умений. Лучше пообещать меньше, чем вы реально сделаете, чем обмануть ожидания, введя клиента в заблуждение. Неожиданному бонусу он будет рад, а вот если результат окажется хуже ожидаемого – вряд ли он захочет работать с вами дальше.

Лучший способ сделать заказчика «своим» – поставить себя на его место и попытаться понять, кого он ищет и чего он хочет. Если вы почувствуете, что вы в силах удовлетворить его потребности – донесите это до него, и заказ вам обеспечен.